Размер шрифта:aaa
Цвет сайта:aaa
09.10.2019 г.

Памятка для работодателей

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Под дискриминацией понимается нарушение прав, свобод и законных

интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи,

национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

К обстоятельствам, которые не могут рассматриваться как дискриминационные, относятся различия, исключения, предпочтения, а также

ограничение прав работников, которые:

 определяются свойственными данному виду труда требованиями,

установленными федеральным законом, либо

 обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в

повышенной социальной и правовой защите, либо

 установлены законодательством в целях обеспечения национальной

безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества, в том числе в зависимости от возраста, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (статья 3 ТК РФ).

Таким образом, правила приема на работу граждан предпенсионного возраста не должны отличаться от правил приема на работу других работников.

Работодатель не вправе в объявлении на вакантную должность

указывать требования к возрасту соискателя.

Работодателям запрещается распространение информации о свободных

рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости в том числе от возраста, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (статья 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Требование к кандидату на замещение вакантной должности о возрасте, не превышающем определенного предела, является дискриминационным.

За публикацию объявления о приеме на работу, содержащего ограничения дискриминационного характера, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Трудовое законодательство не предусматривает возможности установления зависимости между правом на определенные гарантии и компенсации и возрастом работника.

По общему правилу (за исключением отдельных случаев) предельный возраст для заключения трудового договора Трудовым кодексом Российской Федерации не установлен. Следует помнить, что оформление трудовых отношений с лицами, достигшими предпенсионного, пенсионного возраста, производится в общем порядке.

Работодатель не вправе отказать гражданину в приеме на работу, обосновав свой отказ тем, что этот гражданин достиг или скоро достигнет определенного возраста. Отказ в приеме на работу по указанной причине свидетельствует о дискриминации, об ограничении трудовых прав в связи с возрастом.

По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке (статья 64 ТК РФ).

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации

недопустимо:

- принудительно заключать срочный трудовой договор с гражданином

предпенсионного, пенсионного возраста;

- расторгать бессрочный трудовой договор или заменять его на срочный

трудовой договор, в связи с достижением работником пенсионного возраста и

назначением ему пенсии.

Также в случае если на предприятии планируется сокращение численности или штата работников, преимущественное право на оставление на работе должны иметь сотрудники с более высокой производительностью труда и квалификацией, независимо от возраста.

При допущении дискриминации работодатель может быть привлечен к ответственности:

 административной. За публикацию объявления о приеме на работу, содержащего ограничения дискриминационного характера, необоснованный отказ соискателю в заключении трудового договора, допущение иных форм дискриминации работодатель и/или его должностные лица могут быть привлечены к ответственности в виде уплаты административного штрафа;

 гражданско-правовой. Суд может установить обязанность работодателя компенсировать соискателю или работнику, чьи права нарушены, причиненный моральный вред. Кроме того, суд может признать отказ в приеме на работу незаконным и обязать работодателя заключить трудовой договор с гражданином.

 уголовной. За дискриминацию виновное должностное лицо может быть осуждено к штрафу, обязательным, исправительным, принудительным работам, также оно может быть лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишено свободы.

Памятка для работодателей

Пенсия яше алдындагы кешеләрне эшкә алганда дискриминацияләүне булдырмау соравы буенча белешмәлек

Россия Федерациясе Конституциясе нигезендә, һәр гражданин гигиена һәм куркынычсызлык таләпләренә җавап бирүче шартларда эшләргә хокуклы. Ул шулай ук бернинди дискриминациягә карамыйча хезмәте өчен түләүгә дә хокуклы. Аның күләме эш хакының минималь күләменнән ким булырга тиеш түгел. Моннан тыш эшсезлектән дә яклауга хокуклы.

Дискриминация дигәндә, кешенең һәм гражданинның җенесенә, расасына, тән тиресенә, милләтенә, теленә, мөлкәтенә, гаиләсенә, социаль һәм вазифаи хәленә, яшенә, яшәү урынына, дингә карата мөнәсәбәтенә, караш-фикеренә, иҗтимагый берләшмәләрнеке булып саналу-саналмавына карамастан, законлы мәнфәгатьләре, иреге, хокуклары бозылу дигәнне аңлата.

Хезмәт хокукларында һәм ирегендә беркем дә чикләнмәскә тиеш, шул исәптән яшенә һәм башка хәл-шартларга, хезмәткәрнең эш сыйфатлары белән бәйле булган хәлләргә карамастан, башка өстенлекләр алырга тиеш түгел (статья 3 ТК РФ).

Шулай итеп, пенсия алды яшендәге гражданнарны эшкә алу кагыйдәләре башка хезмәткәрләрне эшкә алу кагыйдәләреннән аерылмаска тиеш.

Эшкә алучы вакантлы вазифага эшкә алу турындагы игъланда эш эзләүченең яшенә карата таләпләр күрсәтергә тиеш түгел, моңа хокукы юк.

Эш бирүчеләргә турыдан-туры яки читтән хокукларны чикләүче буш эш урыннары яки вакантлы вазифалар турында мәгълүмат таратып йөрергә ярамый.

Билгеле бер чикне арттырмаучы вакантлы вазифага яше турында кандидатка таләп күрсәтү шулай ук дискриминациягә керә.

Дискриминация характерындагы эшкә алу турындагы белдерүне бастырса, эш бирүче административ җаваплылыкка тартылырга мөмкин.

Эш бирүче гражданинны эшкә алганда, аның пенсия яшенә җиткәнен белеп, эшкә алудан баш тартырга тиеш түгел.

Хезмәт килешүен төземичә баш тарткан очракта, кандидатның язмача таләбе нигезендә, эш бирүче 7 эш көне эчендә кире кагуның сәбәбен күрсәтеп язмача формада хәбәр итәргә тиеш.

Россия Федерациясенең хезмәт законы нигезендә пенсия алды яки пенсия яшендәге гражданин белән ашыгыч килешү төзергә ярамый, вакыты чикләнмәгән килешүне өзәргә яки аны ашыгыч хезмәт килешүенә алыштырырга тиеш түгел.

Шулай ук предприятиедә хезмәткәрләрне кыскарту очрагында, яшенә карамыйча, югары хезмәт җитештерүчәнлеге һәм югары квалификацияле хезмәткәрне эштә калдыруга өстенлекле хокук бирелә.

Эш бирүче дискриминацияне булдырган очракта берничә төрле җаваплылык каралган:

  • Административ
  • Гражданлык-хокукый
  • Җинаяти.

Пенсия яше алдындагы кешеләрне эшкә алганда дискриминацияләүне булдырмау соравы буенча белешмәлек
Размер шрифта:aaa
Цвет сайта:aaa